Содержание
Поездки в метро СПб с конца 2017 года можно оплачивать банковскими картами по технологиям PayPass и PayWave (бесконтактная оплата): прикладываете карту к турникету, тариф списывается, створки турникета открываются. Мы рассказываем о важных нюансах этой технологии. Не спешите применять, пока не прочитаете.
Как работает PayPass/PayWave в метро: краткая инструкция
Если объяснять в двух словах, то все очень просто:
— вы выбираете багажный
турникет (то есть крайний справа или слева); — прикладываете карту (телефон, часы) с пейпассом к левой тумбе; — с карты списывается 45 рублей; — загорается зеленый сигнал, вы спокойно проходите к эскалатору.
Как понять, что ваша карта подходит для прохода в метро? На ней должен быть вот такой значок:
Важные нюансы бесконтактной оплаты в метро
Есть ряд моментов, о которых следует помнить, чтобы не попасть впросак:
1. Если после того, как загорелся зеленый сигнал, вы не прошли через турникет за шесть секунд
, то его створки закроются обратно, а деньги не вернутся.
2. После оплаты включается тайм-аут на 1 минуту (кстати, раньше было 10 минут): в течение этого времени вы не можете провести оплату еще раз. Это надо помнить, если вы вдруг собрались заплатить за себя и за кого-нибудь еще или не смогли пройти через турникет за шесть секунд.
4. Блокировка карты для оплаты в метро (заметьте
– не блокировка вообще, то есть банком, а именно для метро) происходит в том случае, если с ее помощью была совершена поездка, но деньги (из-за их отсутствия или по другой причине) не списались. Да, так бывает. Что делать в этом случае? Выход один: вы должны войти в свой личный кабинет на сайте Петербургского метрополитена вот тут и с его помощью погасить задолженность за поездку. В течение 10 минут после погашения задолженности карта вернется в строй.
5. В личном кабинете также можно проследить историю своих поездок, которые были оплачены картой, и узнать причины отказа, если он был;
6. Вопросы по работе PayPass/PayWave в метро Петербурга вы можете задать по бесплатному телефону 8-800-100-19-60 в любой день с 10.00 по 19.00 (время указано петербургское).
Удачной поездки и на всякий случай помните, что самый оптимальный способ оплаты в метро Петербурга – карта «Подорожник».
Иван Семенов
Телефон — это не только средство связи, но и личный идентификатор и счёт, которые всегда с собой. Логично, что с помощью мобильного телефона можно и нужно выполнять платежи — но до этого года технология относилась, скорее, к фантастике и светлому будущему, чем к реальному применению. Тем не менее, будущее уже здесь: у «Билайна» всё готово и протестировано для организации сервиса по оплате проезда и других массовых применений NFC.
Что это за технология?
NFC (Near Field Communication) – технология, обеспечивающая передачу информации на расстояниях до 4 см на частоте 13.56 МГц и максимальной скоростью в 424kbps. Ключевым элементом экосистемы являются бесконтактные карты, обеспечивающие хранение и обмен данными. Нужны также считывающие устройства (турникеты, «валидаторы»), осуществляющие авторизацию бесконтактных карт. Технология применяется для платежей, в автоматизированных системах учета и контроля доступа. Например, это безопасность на объектах (предприятия, учреждения, спортивные объекты и т.д.) и общественный транспорт. Оплата NFC-телефоном через банковский терминал
Где используется NFC?
Для проезда по транспортным картам в метро, городском наземном транспорте (сейчас используется в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других), для оплаты товаров и услуг с помощью бесконтактных банковских карт платежных систем Visa и MasterCard. Оплата проезда NFC-телефоном
Как прикрутить NFC к телефону?
Мобильный телефон позволяет объединить в одном устройстве сервисы на основе NFC и возможность интерактивного взаимодействия. Тут и передача информации между мобильными телефонами, и карты лояльности, и информационные и рекламные сервисы на основе считывания информации с радиочастотных меток (RFID). Таким образом, мобильный телефон становится не только традиционным средством связи, но и универсальным платежным инструментом с дополнительными услугами. Можно использовать телефон, где NFC-модуль встроен на заводе, а можно применять дополнительные устройства, такие как NFC-стикеры и модули. Стикеры можно прикрепить к корпусу телефона. Стикеры бывают пассивные и активные. Пассивные не могут осуществлять обмен данными с мобильным телефоном и, следовательно, не дают возможности записи информации в NFC-устройство по каналам связи мобильного оператора (через SMS или через мобильный Интернет). Активные используют канал связи Wi-Fi или Bluetooth для связи с телефоном: это либо повышенное энергопотребление, либо необходимость подзарядки модуля отдельно. Общий недостаток внешних модулей — это вообще наличие крепления.Стикер раз
Стикер два
NFC-модули устанавливаются внутрь мобильного телефона и делают его похожим на то, что могли бы собрать «на заводе».
Были пилотные проекты?
Да, в мире было инициировано большое количество пилотов с платежными и транспортными сервисами. В РФ с одной из таких инициатив выступил «Билайн», реализовав в июне-июле текущего года успешный проект NFC по проезду в петербургском метрополитене. Абонентам «Билайн» был предложен мобильный телефон со специальным приложением, укомплектованный NFC-модулем. Человек с таким устройством может купить любой транспортный билет из приложения. Оплата проездных билетов делается прямо с мобильного счёта абонента. Чтобы воспользоваться билетом, достаточно приложить мобильный телефон к турникету в метро как обычную карту.
А где сам модуль?
NFC-модуль встраивается в телефон. Он не требует замены SIM-карты. Установить можно почти во все современные модели телефонов и ряд моделей прошлых 5 лет выпуска. Это решение будет использоваться до тех пор, пока на рынке не появятся давно ожидаемые телефоны со встроенными ещё на заводе NFC-модулями. NFC-модуль
Конструктивно модуль выполнен в эластичном корпусе толщиной в несколько миллиметров и размером 2 на 3 сантиметра. На периметре модуля расположена антенна. От корпуса идет гибкий шлейф с контактной площадкой в форме SIM-карты. Толщина корпуса и контактных элементов позволяют легко поместить модуль внутрь телефона непосредственно под крышку корпуса. SIM-карта совмещается с контактной площадкой модуля, имеющей многоразовую клеевую основу, и помещается на контактные площадки SIM в телефоне. Проще говоря, модуль кладётся на аккумулятор, а его контактная площадка вставляется в холдер вместе с симкой. Всё это закрывается крышкой телефона. На текущий момент разработано 4 типа модулей, и пока основное препятствие для установки — это не «железо» телефона, а, скорее, отсутствие пластиковой крышки. В модуле есть микропроцессор, который обеспечивает надежное хранение сервисных приложений, криптографическую защиту и поддерживает три основных канала связи 1) NFC для бесконтактных транзакций 2) Информационный поток с TSM (Trusted Service Manager) через сеть мобильного оператора 3) Обмен данными с пользователем через пользовательский интерфейс – мобильное приложение телефона. Сервисные приложения – программные модули (платежные, транспортные, карт лояльности и другие) хранятся в элементе безопасности, защищенные ключами от несанкционированного доступа.
Как это работает?
Пользователь через меню мобильного телефона выбирает каким приложением ему воспользоваться, оплачивая ту и или иную услугу. Например, чтобы проехать на метро, через меню выбираем необходимое нам число поездок и нажимаем «оплатить». Сразу после этого мобильный телефон, а, точнее, модуль отправляет запрос в TSM на покупку, формирует билет, производит списание денежных средств и отправляет электронный билет обратно в модуль для обновления информации в транспортном приложении. Транспортное приложение эмулирует Mifare, стандарт используемый в транспортных бесконтактных билетах. Турникет «видит» обычную карту метро аналогичную купленной в кассе, то есть его совершенно никак не нужно переделывать. TSM – аппаратно-программный комплекс, реализующий функции управления сервисными приложениями, пользователями услуг, управлением программным обеспечением модуля (и элемента безопасности), ключами шифрования и т.д. Обмен данными модуля и TSM реализуется через мобильный телефон и традиционные каналы связи SMS или IP. С точки зрения телефона работа модуля — это сервисная активность SIM-карты.
Как покупать пирожок в 2020 году?
После тестов стало понятно, что технология просто отличная. Понятно, что начнём, скорее всего, именно с проезда, но я уже вижу как смогу заходить в фаст-фуд, выбирать еду прямо на телефоне, прикладывать его к терминалу и получать свой поднос, как люди смогут использовать телефон вместо ключей и даже вместо кошелька.UPD
. Вопрос про безопасность повторился уже несколько раз. Информация о выпущенном билете хранится в системе метро и связана с уникальным номером модуля (аналогичный SIM).UPD 2
. Ещё раз про работу модуля на пальцах: сначала у вас есть просто телефон. Потом вы апгрейдите его с помощью модуля, который вставляется под корпус и коннектится с SIM-картой. Затем покупаете, например, 20 поездок с помощью приложения. Для вас генерится билет в системе метро и привязывается к идентификатору вашего модуля, параметры этого билета передаются в приложение и записываются в модуль. Та часть модуля, которая эмулирует карту метро, теперь выступает в роли этой самой карты, вставленной под корпус. Если телефон сядет, она продолжит работать. Если модуль вынуть из телефона, можно проходить просто по нему (но нельзя будет купить новый билет). Вся прелесть метода именно в возможности «прошивать» модуль новыми картами, покупая их через приложение и списывая средства за такие покупки с мобильного счёта. Принципиально такой модуль может быть не только «картой метро под корпусом», но и «чипованной» кредитной картой со всеми возможностями и такой же высокой защитой.
40
95k
40
Люди
The Village узнал, как работает NFC-модуль «Мобильный проездной», который начал действовать в петербургской подземке.
Оплатить проезд в петербургском метро теперь можно с помощью мобильного телефона. Для этого его нужно приставить специальным чипом и прикладывать к турникету, как БСК. «Мобильный проездной» работает за счёт встроенного под крышку телефона NFC-модуля. Сейчас технологию используют две компании — «Билайн» и «Мегафон». У последнего оператора модуль крепится к телефону снаружи, а не изнутри. Зато заплатить им можно не только в метро, но и в автобусе, трамвае и троллейбусе. Его принимают даже на нескольких коммерческих маршрутах. |
|
Оплата проезда с помощью телефона — только один из шагов в развитии мобильных технологий. Со временем посредством телефона можно будет оплатить покупки в магазинах, походы на мероприятия, в кино, на концерты. The Village узнал, что нужно сделать, чтобы превратить свой телефон в проездной билет.
Шаг 1. Установить модуль
Чип работает более чем не 300 моделях телефонов. Купить его можно в фирменных салонах связи «Мегафон» и «Билайн». У Билайна модуль стоит 125 рублей, эта сумма автоматически записывается на счёт для будущих поездок. У «Мегафона» подключение услуги обойдётся в 150 рублей, а при пополнении ресурса проездного взимается комиссия банка — 2 %.
Шаг 2. Скачать мобильное приложение
Как только модуль устанавливается на телефон, в SIM-меню добавляется вкладка «Проездной», где можно следить за количеством поездок и покупать новые. Можно скачать мобильное Java-приложение, выполняющее те же функции, но обладающее более приятным интерфейсом. Стоимость купленного билета списывается со счёта телефона, а поездки записываются в память модуля.
Шаг 3. Пройти через турникет
Пройти через турникет можно, даже если телефон сядет: модуль от аккумулятора не питается.
|
Антон Нечаев, старший менеджер по маркетингу санкт-петербургского филиала ОАО «Вымпелком»:
|