Содержание
- 1 Зачем нужна карта «Тройка»
- 2 Что внутри карты
- 3 Какие бывают «Тройки»
- 4 Сколько стоит карта «Тройка»
- 5 Принцип работы и тарифы
- 6 Как пополнить карту «Тройка»
- 7 Как платить «Тройкой» со смартфона
- 8 Где можно платить «Тройкой», кроме транспорта
- 9 А ещё «Тройку» можно подарить на новый год
- 10 Можно ли ездить по «Тройке» бесплатно?
- 11 P.S. Карту «Тройка» даже встраивали под кожу
Каждый день сотни тысяч москвичей прикладывают к терминалу карту. Но не банковскую. Это «Тройка» – главная транспортная карта Москвы, без которой жить и передвигаться в городе неудобно и как минимум невыгодно.
Рассказываем, как она устроена, и что с ней можно сделать.
Зачем нужна карта «Тройка»
Карта «Тройка» – это универсальный проездной
для московского общественного транспорта. На неё можно записать любой бумажный билет или билет «Кошелек».
«Тройка» позволяет прокатиться на наземном пассажирском транспорте и метро, поездах «Аэроэкспресс», пригородных электричках, канатной дороге на Воробьёвых горах, велосипедах проката «Велобайк».
Кроме того, ей можно пользоваться для оплаты прохода к достопримечательностям, в зоопарк, на каток.
Что внутри карты
Так выглядит самая главная часть карты. Остальное – просто прессованный картон.
Основа «Тройки» (карты, брелока, кольца) — чип NFC
(Near Field Communication). В элемент размером 2х2 мм встроены модуль флеш-памяти, радиомодуль и система беспроводного питания. К чипу присоединена антенна из тонкой медной проволоки.
Чип с антенной работает на частоте 13,56 МГц
. Питание он получает посредством радиоволн. Активная часть, которая генерирует импульсы, находится в турникете, валидаторе пополнений или смартфоне с NFC.
Для «Тройки» производители выбрали NFC-чипы Mifare Plus производства компании NXP. Они совместимы со старым стандартом Mifare Classic (SL1) и стоят от 2 рублей за штуку, если брать оптом.
Технологию MasterCard PayPass эти чипы не поддерживают. Поэтому, к примеру, пополнить «Тройку» в банковском терминале невозможно.
Но есть нюанс. В социальные карты
«Банка Москвы» встроены функции «Тройки». Эти карты с чипами стандарта EMV можно пополнить в банковских терминалах с PayPass.
Какие бывают «Тройки»
Транспортные карты выпускаются в виде карт, браслетов, брелоков и колец.
Карты
Рисунки разные, но основной – синий.
Карты «Тройка» есть с разным рисунком. Стоят 50 рублей
.
На редкие карты идёт настоящая охота. К примеру, карту с цифрой «10 000 000», которая символизировала количество выпущенных «Троек», хотели продать за 1,8 млн рублей, но покупателей не нашлось. Впрочем, часто можно купить редкую карту с рук за 5-10 тыс. рублей.
Все остальные варианты считаются сувенирной продукцией, но функции свои исправно выполняют. Продаются браслеты, брелоки и кольца в сувенирных киосках.
Брелоки
Удобная вещь с хорошей дальностью срабатывания. И потерять тяжелее.
Брелоки из прочного пластика можно носить на ключах. Вариантов дизайна много, официальная цена брелока — 300 рублей.
Фишка:
брелок можно сточить и положить под чехол iPhone, а затем удобно «платить смартфоном» на турникетах. Подробнее – в нашей статье.
Браслеты
Чем-то похожи на браслеты от Apple Watch. Жаль, что несовместимы.
Браслеты «Тройка» впервые показали 10 сентября 2017 года. Тогда волонтёры раздавали их бесплатно в честь дня города. Позднее браслеты стали продавать по 450 рублей.
Кольца
Самый странный аксессуар, а цену вообще ничем не объяснить.
Кольца «Тройка» – самый странный вариант. Обойдётся в 2200 рублей. Водонепроницаемое: выдерживает до 20 атмосфер.
Увы, сделано фактически из пластика. Турникеты реагируют на него медленно. Есть жалобы, что в автобусах не срабатывает с первого раза.
Сколько стоит карта «Тройка»
«Тройка» недорогая, и её можно теоретически вернуть, получив всю стоимость назад.
Карта обойдётся в 50 рублей
. Но это не цена, а залог
за пользование.
Если срочно нужны будут деньги, вы можете вернуть «Тройку» в кассу и получить свои 50 рублей обратно. И деньги с баланса «Кошелька» тоже. Минус: формально деньги возвращают в течение месяца.
«Тройка» практически вечная, действует 5 лет с момента последнего использования. Даже если редко ездите в метро, она вам пригодится.
Принцип работы и тарифы
В тарифах легко запутаться, это факт.
На карту «Тройка» можно записывать билеты трех тарифов: «Единый» и «90 минут» и «ТАТ». Также есть тариф «Кошелек»: это скорее баланс, с которого могут списываться разные суммы, в зависимости от вида поездки.
«Кошелек»
Начнем с самого простого. «Кошелек»
можно пополнить, а затем тратить деньги на проезд. За поездку на метро, монорельсе или наземном транспорте спишется 36 рублей (со 2 января – уже 38 рублей!).
За билет «90 минут»
(один проход в метро + любое количество пересадок на трамвае, автобусе, троллейбусе в течение 90 минут) – 56 рублей (58 рублей со 2 января).
«Единый»
Здесь есть два варианта: на количество поездок или на количество дней. Чтобы не запутаться, приводим сразу новые тарифы, которые будут действовать со 2 января.
На карту можно записать 1, 2 или 60 поездок (билеты на 20 и 40 поездок больше продавать не будут). После покупки билетов на 1 и 2 поездки есть 5 дней на их активацию, на 60 поездок – 90 дней (пока не закончатся поездки). Оптом дешевле:
Можно также записать билеты, которые действуют определенное время (количество поездок может быть любым). Есть варианты на разное количество дней, а также на календарный месяц. Билет на 7 дней из сетки убрали. Если брать «Единый»
на год и ездить каждый день, выходит совсем дешево:
Красное – «Зона А», серое – «Зона Б».
Билеты на 1 и 3 дня нужно активировать не позднее 10 дней с момента продажи. Остальные билеты начинают действовать сразу после покупки.
«ТАТ»
Если вы редко пользуетесь метро и монорельсом, имеет смысл купить билет «ТАТ»
на трамвай, автобус и троллейбус. Билеты будут продаваться 1 поездку или на 30 дней, вариант на 60 поездок отменяют.
Цена на одну поездку разная в зонах А и Б:
-
Зона А
: «старая Москва» в пределах МКАД и Новомосковский административный округ. Одна поездка обойдётся в 38 рублей -
Зона Б
: Троицкий и Зеленоградский административные округа. Одна поездка здесь стоит 45 рублей
Безлимитный билет на 30 дней стоит 1194 рубля. Если ездить два раза в день, то одна поездка в среднем обойдётся в 20 рублей.
«90 минут»
По билету «90 минут» вы можете один раз пройти через турникет метро или монорельса, а также совершить любое количество поездок на трамвае, автобусе и троллейбусе за 90 минут.
Из метро на МЦК можно выйти, дополнительно деньги не спишутся. Одна поездка стоит 59 рублей.
Как пополнить карту «Тройка»
Пример терминала пополнения «Тройки» в метро.
Пополнить карту «Тройка» можно без комиссии на сумму от 1 до 3000 рублей.
Кассы и терминалы:
на станциях метро, в «Аэроэкспрессе», банкоматах МКБ, «Элекснет», EuroPlat, «Мегафон», Velobike.
В терминалах и кассах метро записывают на карту билеты «Единый» и «90 минут», а билеты «ТАТ» – только в терминалах
.
Абонементы на электрички записывают в кассах станций пригородного сообщения, в билетных автоматах на вокзалах, в терминалах «Электричка» и РЖД.
Проще всего пополнять «Тройку» в банковских приложениях.
Cо смартфона:
в приложении «Метро Москвы», на официальном сайте Тройки
, в приложениях банков (Тинькофф, Сбербанк, Альфа-Банк и другие) и платёжных систем («Портмоне», Qiwi, «Яндекс.Денгьги» и другие).
Важно. При пополнении с iPhone нужно активировать операцию с помощью жёлтого валидатора
в турникетах метро. NFC-чипы производства NXP в iPhone конфликтуют с чипами из карты «Тройка», поэтому вы не сможете пополнить её напрямую
.
А вот на Android-смартфонах пополнение можно совершать встроенным NFC, приложив карту к задней панели девайса.
Как платить «Тройкой» со смартфона
Если у вас Android-смартфон с NFC, вы можете не носить с собой карту «Тройка», браслеты или брелоки, а записать данные прямо в гаджет. Для этого есть сервис Мобильный билет».
Что нужно сделать:
1.
Поменять у оператора свою SIM-карту на совместимую с сервисом — она будет с NFC-
чипом
.
2.
После того, как вы вставите карту и выйдете в мобильную сеть, на смартфон придет SMS от «Мобильного билета».
3.
Отправьте в ответ «1», и с вашего баланса на баланс сервиса спишутся 150 рублей. Их можно будет использовать для оплаты проезда.
4.
Сервис автоматически пополняет свой баланс с баланса мобильного, когда на проезд остаётся меньше 90 рублей. Все операции подтверждаются SMS с номера 3210.
Если отправить «0» на номер 3210 и выключить «Мобильный билет» через SIM-меню, сервис деактивируется. Но деньги с баланса никуда не денутся — как только активируете сервис снова, можно будет их тратить.
Список поддерживаемых смартфонов есть здесь. iPhone в нём, понятное дело, нет, но можно «заколхозить
» и ни в чем себе не отказывать.
Теоретически можно и подложить карту под чехол. Правда, срабатывать она будет редко. Но вот здесь
есть лайфхак, который это исправит.
Где можно платить «Тройкой», кроме транспорта
Да, заплатить «Тройкой» можно даже в Третьяковской галерее.
Оплатить проход к достопримечательностям также можно «Тройкой». Средства спишутся с «Кошелька». Это удобно: в очереди за билетом стоять не нужно, сильно экономит время и нервы.
Список достопримечательностей внушительный — в него, к примеру, входят Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, и Музей «Лунариум» Московского Планетария, а также Музей советских игровых автоматов, ЦПКиО им. Горького и каток в нём, Московский зоопарк.
В парке «Зарядье» на проход на объекты и мероприятия Медиацентра, Заповедного посольства и Подземного музея при оплате картой «Тройка» дадут скидку 5%, также можно будет оплатить парковку. В «Экспериментариуме» и интерактивном музее «Живые системы» карта дает скидку 10%.
Но и минусы есть: в Третьяковке и «Лунариуме» оплатить картой «Тройка» можно только один входной билет
. Так что если идёте компанией, позаботьтесь, чтобы «Тройки» были у всех.
В остальных случаях можно купить любое количество входных билетов, на которые хватит лимита «Кошелька». Не забудьте заранее его пополнить!
А ещё «Тройку» можно подарить на новый год
Это лимитированная коллекция к Новому году.
Специально к празднику метрополитен выпустил брелоки с новогодним дизайном. Стоит такой брелок 300 рублей
, функции — такие же, как и у обычной карты «Тройка».
Купить брелоки можно в сувенирных витринах на стойках «Живое общение» московского метро (они работают с 8:00 до 20:00 на некоторых станциях метро) и в сувенирных магазинах на станциях «Маяковская» и «Трубная». Полезный подарок каждому по карману, пополнить можно на любую комфортную сумму.
Но стоит поторопиться! Брелоков всего 2 тыс., на всех может не хватить 🙂
Можно ли ездить по «Тройке» бесплатно?
Мы не поддерживаем любые операции по взлому «Тройки». Текст ниже размещен исключительно в информационных целях.
По сети гуляет инструкция по взлому «Тройки». Оригинал лежит здесь
.
Суть в следующем: с помощью Android-смартфона с NFC-чипом производства NXP и приложения TroikaDumper
, созданного Ильёй Шевцовым, можно получить доступ к памяти карты и изменить данные в ней.
Разработчик выяснил, что данные в памяти карты хранятся в незашифрованном виде, и научился подделывать баланс.
Но это чревато: если пополняете карту больше, чем на 100 рублей, система обнаруживает подделку и блокирует «Тройку». Да и вообще это уголовная статья
за мошенничество в сфере компьютерной информации.
P.S. Карту «Тройка» даже встраивали под кожу
Куда встроен чип карты «Тройка», не имеет значения. Если антенна работает стабильно и соблюдается небольшое расстояние между чипом и считыватель, всё ок.
Инженер Влад Зайцев, к примеру, решил вшить чип от карты «Тройка» в руку
. А заодно и настроить дверной замок в офисе на открытие с помощью этого чипа.
Карту Зайцев растворил в ацетоне, чтобы аккуратно извлечь чип. Затем он залил компонент биосовместимым силиконом и вшил под кожу на тыльной стороне кисти.
Но что-то пошло не так. Зайцев неправильно рассчитал параметры антенны, и карта срабатывала не на всех станциях.
В итоге инженер вынул «Тройку» из-под кожи. А на её место имплантировал чип от банковской карты — дескать, так полезнее и удобнее.
🤓
Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram.
… и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒
iPhones.ru
Пора раскрыть.
—> «Тройкой» может пользоваться только один человек, так как по закону у каждого пассажира должен быть свой билет.Фото: Анатолий ЖДАНОВ
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
«Тройка» — это транспортная карта для оплаты проезда на метро, троллейбусе, автобусе, трамвае со сроком действия 5 лет с момента последнего пополнения средств.
Карта — бесплатная. При ее приобретении нужно лишь оставить в залог 50 рублей в кассе метрополитена (его можно вернуть, если ты возвращаешь карту обратно).
Максимальная сумма, которую можно положить на карту, 3000 рублей.
«Тройкой» может пользоваться только один человек, так как по закону у каждого пассажира должен быть свой билет.
ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ
Вариант первый.
«Тройка» как кошелек. Я могу просто положить деньги на эту карту (см. «Как пополнить счет») и проходить с ее помощью в метро или наземный транспорт, прикладывая ее к валидатору.
Графика: Дмитрий ПОЛУХИН
За каждую поездку считывается соответствующая сумма по базовым тарифам «Тройки». Это подходит тем, кто ездит на метро не каждый день. Удобство данного варианта в том, что деньги на карте не сгорают в течение пяти лет со дня последнего пополнения.
КАК ПОПОЛНИТЬ СЧЕТ?
в кассах и билетных автоматах метрополитена;
автоматизированных киосках ГУП «Мосгортранс
»;
через кассы «Аэроэкспресс»;
на сайте troika.mos.ru с помощью банковской карты, Яндекс
.Деньги, Веб-мани или Киви-кошелька.
Важно!
Недостаточно просто пополнить баланс. Для того чтобы деньги записались на карту, нужно обязательно приложить ее к желтому информационному терминалу, который расположен в каждом вестибюле метро рядом с кассами. Только тогда средства окончательно попадут на счет.
.
Вариант второй
«Тройка» как проездной билет. По сути, карта превращается в носитель, на который можно записать любой транспортный тариф. Из-за того, что в подземке существуют разные виды проездных, стоимость поездки тоже разнится. В чем преимущество такого варианта? Если в течение дня вы несколько раз совершаете поездки в метро и на наземном транспорте, то можете существенно сэкономить деньги, записав в кассе метро на «Тройку» подходящий проездной.
Какие бывают проездные?
«Единый»
— для любого вида транспорта: метро, трамвай, троллейбус, автобус. Стоимость проезда зависит от количества поездок, записанного в проездном. Чем больше, тем дешевле.
Графика: Дмитрий ПОЛУХИН
Графика: Дмитрий ПОЛУХИН
«ТАТ» —
только для наземного транспорта. Аббревиатура так и расшифровывается: Трамвай, Автобус, Троллейбус.
Графика: Дмитрий ПОЛУХИН
«90 минут»
— комбинированный проездной, который учитывает время поездки. За 1,5 часа вы можете проехать в метро и несколько раз пересесть на наземный транспорт. Каждая пересадка обойдется вам в 20 рублей.
Графика: Дмитрий ПОЛУХИН
«ТАТ»+«ЕДИНЫЙ»
Если вам не подходят вышеперечисленные тарифы, то знайте, что одновременно на «Тройку» можно записать два вида проездных — «ТАТ» и «Единый». У карты есть четкий механизм списывания поездок. В наземном транспорте всегда будет проверяться первым билет «ТАТ», в метро первым будет читаться «Единый».
Например: вы записали на «Тройку» «Единый» на 60 поездок и «ТАТ» на 60 поездок. В сумме проезд на двух видах транспорта обойдется вам в 42,9 рубля.
Минус пользования любым из этих проездных только в том, что он действителен в течение 90 дней со дня покупки.
Но! Для проездных «Единый» и «ТАТ» существуют еще и безлимитный тариф, по которому в течение одного дня, трех, недели, месяца или года (смотря за какой из этих сроков вы платите при покупке) можно ездить на общественном транспорте без каких-либо ограничений. Это удобно для тех, кто передвигается в общественном транспорте чаще, чем четыре раза в день.
А ЕЩЕ…
На карту «Тройка» можно также записать проездные пригородных электричек. Билеты подразделяются на разные временные периоды — ежедневный, выходного дня, Большая Москва
и т. д. Это можно сделать в кассах железнодорожных станций.
ИСТОЧНИК KP.RU
Фото: © Владимир Суворов/L!FE
Фото: © Владимир Суворов/L!FE
47591
Лайф разобрался в устройстве самого популярного проездного билета в Москве — карты «Тройка» — и выяснил, почему все обещания дептранса улучшить карту, сделав её персональной, на самом деле невыполнимы. Технологичный билет оказался недостаточно технологичен для этого.
Карта «Тройка», введённая Департаментом транспорта города Москвы весной 2013 года, была анонсирована как прорыв в области технологий. Прошло четыре года, а «Тройка», в отличие от гоголевской птицы-упряжки, никуда не несётся. Напротив, она скорее легла, чтобы съесть все деньги пассажиров. Потеря карты по-прежнему означает пропажу всех средств на ней, система валидаторов даёт осечки, а списание средств отследить практически невозможно.
Фото: © Владимир Суворов/L!FE
«>
В редакцию обратился москвич Илья Гордеев, который рассказал нам, что потерял карту «Тройка», заряженную на год. Стоимость такого тарифа — 18 200 рублей. В кассах и в администрации дептранса помочь ему отказались, несмотря на наличие чека. До этого Илья уже лишился суммы в пять тысяч рублей — тогда у него украли бумажник с проездным на три месяца. Невозможность восстановления карты по-прежнему остаётся главной претензией её держателей.
Пользователь не может как восстановить деньги в случае утраты карты, так и снять деньги, если передумал пользоваться услугами или случайно перевёл на неё больше, чем планировал.
Такую проблему легко бы решила персонификация «Тройки»: чего проще привязать карту к своей фамилии и получить потом по паспорту дубликат проездного?! Но дептранс из года в год кормит москвичей обещаниями. План по персонификации карты, судя по сайту, должен был быть реализован ещё в 2014 году; но со временем рубрика «График нововведений» и вовсе исчезла с troika.mos.ru. Департамент задачу решил самым простым способом — удалением её из плана.
На сайте до сих пор значится некая мифическая «Привязка к мобильному», но это уже скорее некая декларация о намерениях, нежели план по техническим новациям; скорее всего, имеется в виду возможность внести деньги на карту через СМС. Но это вновь не для пользователей, а для увеличения финансового оборота метрополитена и наземного транспорта.
Фото: © Владимир Суворов/L!FE
«>
Ещё одна важная проблема — невозможность удалённого пополнения. Формально вариантов масса: хоть через банковскую карту, хоть виртуальными платёжными сервисами, хоть на сайте «Максимателеком», предоставляющем доступ к Wi-Fi в метрополитене. Но для получения денег на счёт в любом случае необходимо приложить карту к жёлтому валидатору в метро у касс. Что делать тем, кто ездит на наземном транспорте? Идти пешком до станции метро, прикладывать карту, возвращаться обратно и садиться в троллейбус? Или тратить деньги на проезд до подземки? В столице живут сотни тысяч людей, которые пользуются только автобусами или трамваями, и их эта проблема касается непосредственно.
Дополнительные опции вроде возможности записать модуль «Тройки» на социальную карту не исправляют ситуации. Уж не говоря о том, что один из партнёров этого проекта — УЭК — приказал долго жить в начале 2017 года.
Молчит Департамент транспорта Москвы и насчёт возможности детализации расходов с карты, как это сделано, например, в санкт-петербургском проездном «Подорожник».
Фото: © Владимир Суворов/L!FE
«>
Все перечисленные проблемы связаны в первую очередь с сутью карточки-проездного. Мнение, что она идентична социальной карте или даже подмосковному билету «Стрелка», ошибочно.
Разберём пластик на атомы.
По смысловому наполнению и архитектуре карта «Тройка» находится на уровне высокотехнологичного картона (вроде одноразовых проездных). Это самая простая технология семейства MIFARE — Ultralight. В ней нет операционной системы или криптографической защиты, как в старших смарт-картах; только программное обеспечение, ускоряющее работу.
Как отметил представитель завода «Микрон», выпускающего билеты для общественного транспорта Москвы, Алексей Дианов, «карта «Тройка» — нечто между картоном и продвинутой смарт-картой».
Инфографика: © L!FE
«>
Отсутствие программной защиты и соблюдения правил обращения с персональными данными, предполагаемые продвинутым стандартом Ultralight
, сделали проездной таким, какой он есть сейчас: без привязки к личности, без возможностей сохраниться или пополнить счёт карты автоматически. Зачем департамент транспорта сулил москвичам невероятные функции, на которые карта технологически неспособна, остаётся загадкой.
При этом не стоит заблуждаться насчёт того, что такие сервисы в России в принципе недоступны. Подмосковная «Стрелка» является полноценной продвинутой смарт-картой с криптографической защитой и цифровой подписью; на ней есть операционная система, куда крепятся приложения на Java. «Стрелка» обладает файловой системой и расширенной памятью, куда можно записать множество шифрованных данных. Специалисты сравнивают эту карту с компьютером, тогда как «Тройку» называют пренебрежительно калькулятором.
Фото: © Владимир Суворов/L!FE
«>
Другие крупные города России следуют общемировым трендам введения бесконтактной оплаты. Среди удачных примеров эксперты называют проект «ЕКАРТА», введённый в Екатеринбурге почти десять лет назад (ощутимо раньше, чем столичная «Тройка»). Эта система позволяет пассажиру самому выбрать вариант использования пластика: либо проездной на определённый период времени, либо электронный кошелёк, со счёта которого списываются средства по количеству совершённых поездок.
Ещё один неплохой вариант реализации, по оценке Александра Рыжкова из Центра исследований транспортных проблем мегаполисов, — карта жителя Татарстана, которая выполняет функции не только проездного, но даже медицинского страхового полиса или купона на скидку в некоторых магазинах.
Инфографика: © L!FE
«>
Почему была выбрана подобная архитектура карты «Тройка», остаётся не вполне понятным. Департамент транспорта Москвы отвечать не стал.
Вероятно, чиновники даже не собирались воплощать в жизнь обещанное; либо они просто не знали, с какими технологиями имеют дело, а прежние и нынешние обещания — всего лишь идеи, которые озвучиваются без какой-либо оглядки на реальность.
А значит, москвичи продолжат терять свои билеты и деньги.